Автономный локомотив с двигателем внутр. Сгорания, энергия от к-рого передаётся через электрич., гидромеханич. Или механич. Передачу на колёсные пары (см. Рис.). На Т. Устанавливают 2-тактные и 4-тактные двигатели. На магистральных ж. Д. СССР эксплуатируются гл. Обр. Т. С электрич. Передачей с дизелями мощностью до 3000 кВт. На путях пром. Пр-тий используются Т. Меньшей мощности, в осн. С гидромеханич. И механич. Передачами. В СССР первый магистральный Т. Был создан по проекту Я. М. Гаккеля в 1924. Тепловоз. 1 – пульты управления в кабине машиниста. 2 – песочные бункеры. 3 – камеры электрооборудования. 4 – мотор-вентиляторы электродинамического тормоза. 5 – силовая выпрямительная установка. 6 – стартёр-генератор. 7 – воздушные фильтры. 8 – дизель. 9 – секция охлаждения воды.