Перейти к содержимому

Горизонтальное оперение

— горизонтальная аэродинамическая поверхность летательного аппарата, обеспечивающая его продольную устойчивость и продольную управляемость. Наиболее часто Г. О. Устанавливают в хвостовой части летательного аппарата, однако имеются самолёты, у которых Г. О. Размещено перед крылом (схема «утка») —. Хвостовое Г. О. Может располагаться на фюзеляже (низкорасположенное Г. О.), на киле, сверху киля (так называемое Т-образное оперение) и сверху двух килей. В Т-образном оперении Г. О. Менее подвержено влиянию скоса потока от крыла, поэтому эффективность единицы его площади на 30—40% выше, чем у низкорасположенного Г. О., однако у Т-образного оперения сложнее конструкция (и больше масса).В традиционном случае Г. О. Состоит из основной неподвижной части — стабилизатора (в схеме «утка» — дестабилизатора) и подвижной части — руля высоты (РВ), которую располагают вдоль задней кромки стабилизатора (дестабилизатора) — смотри Рули управления.