реактивная сила, являющаяся результирующей газодинамических сил давления и трения, приложенных к внутренней и наружной поверхностям двигателя. Различают внутреннюю тягу (реактивную тягу) Р — результирующую всех газодинамических сил, приложенных к двигателю, без учёта внешнего сопротивления и эффективную тягу Рэф, учитывающую внешнее сопротивление силовой установки. Внутренняя тяга связана с эффективной соотношениемРэф = P — Xнар,где Xнар — внешнее сопротивление силовой установки ЛА. Внутреннюю тягу определяют с помощью уравнения количества движения для рабочего тела двигателя.Для авиационных ВРД (ТРД, ТРДФ, ПВРД) тяга (в Н)Р = GгCc — GBVп + Fc(pc — pH),где Gг — расход газа, кг/с. Cc — скорость истечения газа из реактивного сопла, м/с.