(англ. Stoker — кочегар), устройство для механ. Подачи твердого топлива с тендера в топку паровоза. Из многочисленных систем С. Наиболее широкое применение, гл. Обр. В США и СССР, получили С. С верхней подачей в топку топлива и с распределением его по колосниковой решетке паровыми струями. С. Наших мощных паровозов (с колосниковой решеткой больше 6 м2) ИС, ФД и 2-3-2 состоит из машины 1, установленной в боковой нише тендерного водяного бака, шарнирного вала 8, зубчатой передачи в кожухе 7, лотка или корыта 6, зубчатого угледробителя 4, соединительной телескопической шарнирной трубы 3 между тендером и паровозом (от лотка до головки С.), составного винта 5 в лотке угольного ящика и в телескопической трубе, головки 2, входящей в шуровочное отверстие топки и служащей продолжением телескопической трубы, а также распределительной плиты в задней части топки с пародутьевыми соплами и паропроводом для подачи пара в машину и сопла.